воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Отчетность ИП в ПФРФ за 2010.

Каждый индивидуальный предприниматель платит взносы в пенсионный фон на страховую и накопительную часть. До 2010 года никакой отчетности по этим взносам в ПФРФ предоставлять не требовалось (по крайней мере для ИП, которые не нанимают работников). Сходил, сделал сверку - и все. С нынешнего года нужно предоставлять "декларацию" - отчетность по форме РСВ-2. Ее надо представить в пенсионный фонд до 1 марта 2011 года.

На сайте ПФРФ есть брошюрка, где все подробно расписано. Бланк формы РСВ-2 в брошюрке приведен, но в виде PDF его использовать не удобно. Не проблема - вот бланк РСВ-2 в формате Excel. Но и он скорее всего будет бесполезен. И вот почему.

В указанной брошюрке сказано: "Для заполнения Расчета используйте средства вычислительной техники или шариковую (перьевую) ручку". На практике ручки не прокатывают. Отчетность нужна в электронном виде. Приходите в пенсионный фонд и получаете три программы - Документы ПУ 5, CheckXML, CheckXML-UFA. Первая служит для заполнения разнообразной отчетности для ПФРФ, последние две - для проверки заполненной отчетности. Подозреваю, что в разных отделениях ПФРФ набор выдаваемого программного обеспечения может отличаться. Но мне досталась программа "Документы ПУ 5" и пришлось работать в ней.

Общий порядок работы с программой таков. Устанавливаете, запускаете. Вносите в окно "Справочники->Страхователи/Работодатели" информацию о себе - фио, коды, инн, адрес и т.д. Далее в окне "Документы->Расчет страховых взносов: РСВ-1, РСВ-2" заполняете форму РСВ-2 (выбираете страхователя, проверяете раздел "Титульный лист", заполняете "Раздел 1" - период предпринимательской деятельности, "Раздел 2.1" - 4 числа в строке "уплачено с начала расчетного периода"), сохраняете готовую форму в XML. Далее с помощью двух других программ проверяете корректность получившегося XML-файла. XML и логи проверки складываете на флешку, распечатываете готовую форму РСВ-2 в двух экземплярах, подписываете и несете в ПФРФ.

Честно говоря, на мой взгляд программа "Документы ПУ 5" - ужасна. Ошибки, подвисания, топорный интерфейс, непонятные сообщения о проблемах в заполнении формы, полное отсутствие справки по РСВ-2. Конечно, жаловаться смысла нет, поэтому просто перечислю проблемы, с которыми я столкнулся. Возможно кому-нибудь пригодятся найденные решения.

Первая проблема: где взять регистрационный номер ТФОМС. Его можно узнать пряом на сайте ТФОМС. Вполне возможно, что такую услугу предоставляют не всех сайтах ТФОМС, но на красноярском - она есть точно.

Вторая проблема - ошибка при проверке: "Причина. Нарушена структура блока. Отсутствует обязательный элемент (либо нарушен порядок следования элементов).
Ожидался элемент: ДанныеДляРасчетаСуммНачисленныхСтраховыхВзносов. Источник. <ЛицоПодтверждающееСведения>1</ЛицоПодтверждающееСведения>"
.

Причина ошибки - не заполнен "раздел 2.1" в РСВ-2. Вам нужно обязательно указать в этом разделе период осуществления предпринимательской деятельности (с 1 января по 31 декабря, если вы зарегистрировали ИП не в прошедшем году, а ранее). По умолчанию он не указан. А сообщение об этой ошибке, скажем так, замысловатое.

Третья проблема: адрес страхователя. Его ввод нетривиален. Если вы просто указали название города и улицы, то проверочная программа выдаст что-то такое:

***30: Ошибка в адресе <АдресРегистрации>: так как указано <ГеографическоеНазвание> для элемента адреса <Город>, то должно быть указано <Сокращение> для этого элемента:

***30: Ошибка в адресе <АдресРегистрации>: так как указано <ГеографическоеНазвание> для элемента адреса <Улица>, то должно быть указано <Сокращение> для этого элемента:


Секрет в том, что надо писать не просто "Красноярск", а "Красноярск Г", не просто улица "МИРА", а "МИРА УЛ". Охотно верю, что специалистам ввод адреса в правильном формате КЛАДР прост и привычен.. неспециалисту же приходится изрядно поломать голову чтобы понять, что он делает не так. Лично для меня загадка, почему разработчики программы "Документы ПУ 5" сделали настолько неудобную форму ввода адреса. Нужно там подставлять Г и УЛ - подставьте автоматом! или хотя бы подсказку дайте, в каком формате вносить информацию (кстати, подстановка сокращений для дома и квартиры в программе предусмотрены - есть соответствующая галочка).

И последнее: рекомендую ставить весь подобный софт на виртуалку. И систему не замусорите и проблем с инсталляцией избежите (например, одна из проверочных программ требует установки Firebird. Лично у меня уже установлен Firebird, причем тот что нужен мне, а не тот, что нужен ей.. Естественно, настраивать запуск второго FB в параллель программа не умеет).

Update. Сходил в пенсионный фонд. Оказывается, сдавать надо два документа: РСВ-2 и индивидуальные (информационные?) сведения. Индивидуальные сведения делаются в той же программе "Документы ПУ 5" и включат три страницы: титульный лист, форму С3В-6-1 и форму АДВ-6-2. Мне этот документ сделали за 20 секунд и сказали - "в этом году делаем за вас, в следующем отчетность без него не примем".

И еще. В нашем отделении пенсионного фонда РСВ-2 и информационные сведения сдаются в разные кабинеты, так что надо стоять две очереди. Дурдом.

Мне интересно, зачем ввели столько отчетности? Чем не устраивала простая сверка, как раньше? Несколько лет назад я просто звонил в пенсионный фонд и спрашивал - все платежи от меня получили? они говорили - все. И идти никуда было не нужно. Теперь я должен подготовить 2 документа на 5 листов, прийти лично и отстоять 2 очереди. Потратить в итоге на все часов 5-6, если не больше. Зачем?

Update 2: а парево то с этими С3В нехилое, вон как народ бурно обсуждает на klerk.ru. Кстати там ссылочка на другой софт проскакивает, возможно он лучше.

Update 3: мой товарищ, у которого ИП зарегистрировано в другом районе города, наученный моим опытом тщательно подготовил всю необходимую отчетность и пошел в свое отделение пенсионного фонда. И сходу им пожаловался, как сложно разбираться с их кривым софтом. Ему сказали "а зачем вы разбирались? нам от вас ничего не нужно". Отчетность, которую он с таким трудом готовил, не взяли, а сверку провели так как раньше - по паспорту :)

Update 2012: похоже нынче всю эту муть отменили, и за 2011 год отчетность предоставлять не нужно. Счастье то какое..

2 комментария:

  1. зачем вы вообще ходите в этот пф? Общайтесь с ними по почте. Закон позволяет

    ОтветитьУдалить
  2. Да, в следующем году так и сделаю. И в налоговую "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" отправлю тоже по почте...

    ОтветитьУдалить