понедельник, 23 февраля 2009 г.

Чай. Как заваривать и где покупать.

Несколько лет назад я побывал в Китае. С тех пор, все мои вкусы и привычки, касающиеся чая, изменились координально.

До поездки в Китай я считал, что существует два типа чая: черный и зеленый. Я пил только черный - зеленый мне не нравился принципиально. Когда я приехал в Пекин, то быстро выяснилось, что альтернативы зеленому чаю нет. Либо пьешь зеленый, либо не пьешь никакой. Поэтому в первый же день я сходил в магазин, купил пачку чая за 60 юаней (240 рублей) и мы стали заваривать его по вечерам прямо в стаканах (заварочного чайника у нас не было ни в одном отеле). Когда через две недели я вернулся домой, то НИКАКОЙ другой чай я уже пить не хотел :)

Довольно быстро выяснилось, что пили мы вовсе не зеленый чай, а улунский, oolong, что означает "черный дракон". От черного и зеленого он отличается степенью окисления. При изготовлении зеленого чая окисление не используется вообще, черные чаи окислены на 100%, а улуны - с серединки на половинку, на 10-70%. (Подробно о процессе окисления и о шести возможных видах чаев: зеленый, желтый, белый, улун, черный, и пуэр, - можно прочитать здесь). Улуны сразу полюбились мне больше всего и даже сейчас, когда я попробовал множество других видов чая, я предпочитаю именно их.

Второй важный момент, который я выяснил в Китае - как правильно заваривать чай. Оказывается всю жизнь я заваривал его не правильно. Насыпаешь заварки в заварочный чайник, завариваешь кипятком, ждешь пока настоится, наливаешь заварки на четверть чашки, доливаешь кипятка... Заварку используешь несколько раз, несколько дней... кто на что горазд.

На чайной церемонии в Китае нам рассказали, как заваривать чай правильно. Нужно положить листья чая в чайник. Залить кипятком и дать настояться. Недолго - 5-10 секунд (У разных чаев время первой заварки может существенно различаться. Лично я его всегда определяю экспериментально. Если чай получается горький, просто уменьшаю время). Далее чай разливается по чашкам. При этом воду из чайника нужно выливать полностью, листья чая ни в коем случае не должны оставаться в воде. Это - принципиальный момент. Как говорят китайцы, если вы оставите листья чая в воде, то на следующий день этим чаем можно будет очень хорошо мыть ноги (полезно для кожи), но пить его будет невозможно.

Одну и ту же заварку можно использовать 4-5 раз. Вторая и третья заварка - самые лучшие. Чай получается наиболее вкусным и насыщенным. Китайцы утверждают, что первую заварку вообще выливают. Ее цель - дать листьям размокнуть. Но для меня такой подход не рентабелен, поэтому я его не практикую.

Китайцы заваривают чай во френч-прессах. Для китайского метода заварки чая он подходит идеально.

Естественно, просто так в магазине чай не продают. Вернее то, что продают у нас в магазинах, это совсем не тот чай. Настоящий китайский чай продают в Китае и покупать его нужно именно там. (Пара магазинов с настоящим китайскием чаем у нас в Красноярске есть, но цены там очень высокие).

К счастью, в наше время это не проблема - чай легко покупается через Интернет. Лично я несколько лет покупаю чай на сайте www.teaspring.com.

Здесь продают множество различных видов чаев, в том числе, зеленые, улуны и черные. Черные чаи я заказывал дважды, на пробу и оба раза они мне не понравились. Зато улуны там великолепные. Yong Chun Fo Shou, Dong Ding Oolong, Huang Jin Gui, Tie Guan Yin, Gui Hua Oolong, Feng Huang Dan Cong - любой из этих чаев я могу смело порекомендовать. Стоят они правда недешево. Самый недорогой (но очень достойный чай) Yong Chun Fo Shou - $8 за 100 г, остальные по $11, $15, $20 и т.п. При выборе обратите внимание, что цены на сайте для разных чаев указаны за разное количество грамм.

Оплата заказов - кредитной карточкой. На этом сайте при оплате карточкой требуется указывать код CVV, так что подходит подавляющее большинство карточек, даже обычные карты ВТБ24. Но я для интернет платежей давно уже завел специальную карточку в Промсвязьбанке - ей можно рассчитываться без указания CVV (например, на www.cabelas.com), у нее нет никаких дурацких ограничений в 500 долларов в месяц и стоит она всего $4 в год. Подобные карты есть и в других банках.

В качестве метода доставки я всегда выбираю обычную почту - посылки доходят без проблем. На сайте "Почта россии" посылки можно отслеживать - номер посылки можно посмотреть на сайте, в свойствах заказа.

Сумма заказа должна быть более $70 - тогда доставка почтой бесплатная, при меньшей стоимости доставка стоит $3.8. Общая сумма посылки должна быть менее 10 тыс руб, а еще лучше - менее 5 тыс, иначе могут начаться неприятности с таможней (ранее я уже писал об этой проблеме). Следует иметь в виду, что в период 7 дней можно получить не более одной посылки из-за границы - при покупке в разных интернет магазинах одновременно это ограничение надо учитывать.

Посылка доставляется обычно в течении 3х недель - в наш Красноярск она идет окольными путями, через Москву. Если заказывать на новогодние праздники, то посылка может идти месяц и больше. Я стараюсь не заказывать слишком большие посылки, т.к. при превышении определенного веса (кажется 1.5 кг) посылки начинают идти как-то по другому, получать их приходится не в почтовом отделении, а на ж/д вокзале и идут они в два раза дольше.

На сайте есть система бонусов - поинтов. При покупке на $100 вы получаете бонусы на $10 - эти бонусы можно использовать в виде скидки при следующей покупке. Дополнительные бонусы можно зарабатывать, если писать на сайте отзывы о купленном чае.

Конечно, есть и другие сайты, на которых продается чай. Например, перечисленные здесь:Но сам, лично, я их пока не проверял.

"Чай" из пакетиков я теперь пить совсем не могу. В связи с кризисом придется, видимо, думать о том, чтобы перейти с чая на обычную воду :)

Update 2011: топик в блоге Экслера на тему чая - народ накидал ряд полезных ссылок на магазины.

5 комментариев:

  1. Отличная статья.
    Сегодня заказал первые три сорта, из рекомендованных вами:
    Yong Chun Fo Shou, Dong Ding Oolong, Huang Jin Gui.
    А через какое среднее время присваивается "Tracking No"?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Обычно, через несколько дней после заказа, с сайта присылают сообщение о том, что заказ выслалн. В этот момент Tracking No и присваивается.

    ОтветитьУдалить
  3. Так и есть. Через пару дней присвоили Tracking No.
    Но на почте России по нему информации пока нет.

    ОтветитьУдалить
  4. Скорее всего, посылка дойдет до России - информация появится. Честно говоря, я ни разу не проверял состояние заказа ранее, чем через 2 недели после получения уведомления :)

    ОтветитьУдалить
  5. Моя посылка дошла за 21 день. Начал пробовать с Huang Jin Gui. Сразу стало понятно, что уже надо делать следующий заказ - очень приятный вкус :)

    ОтветитьУдалить