четверг, 9 сентября 2010 г.

Открытие валютного расчетного счета индивидуальным предпринимателем

Как легально работать с заграничными клиентами - проблема, актуальная для многих программистов. Не так давно на хабре была опубликована статья Как легально получать деньги из-за пределов России, где этот вопрос рассмотрен детально. Крайне полезная статья. Тем не менее, в ней опущены некоторые тонкости, порой незначительные, но вызывающие вопросы на практике. Попробую восполнить ряд пробелов исходя из личного опыта.

Для открытия расчетного счета требуются нотариально заверенные копии следующих документов: свидетельство о регистрации ИП, ИНН, информационное письмо органа государственной статистики об учете в ЕГРПО, выписка из ЕГРИП. При открытии двух счетов (рублевого и валютного) с меня потребовали один пакет документов.

Вы открыли два счета - рублевый и валютный. Теперь у вас есть три счета: расчетный рублевый счет, текущий валютный счет и транзитный валютный счет.

Первое что нужно сделать - уведомить об открытии счета налоговую, пенсионный фонд (ПФ) и фонд социального страхования (ФСС) (Update: ФСС нужно уведомлять только если у вас есть наемные работники). Сделать это нужно в течении 7 дней (см. пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 #212-ФЗ и пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Соответственно, нужно составить по три уведомления для каждого счета, каждое в двух экземплярах. Т.е. у вас должно быть 2 * 3 * 2 = 12 уведомлений. Один экземпляр вы отдаете, другой оставляете себе. Кстати: 7 дней - это семь рабочих дней. Дата открытия счета указана в справке, которую вам выдают в банке.

Форма уведомления для налоговой есть в программе Налогоплательщик ЮЛ. Только имейте ввиду, что форма там может в любой момент измениться, поэтому всегда используйте свежую версию программы. Лично я сделал уведомление по образцу предыдущего года, пришел в налоговую и меня с ним, естественно, завернули. Ходил второй раз.

Уведомления для ФСС РФ и ПФ РФ лежат в интернете: форма уведомления для ФСС РФ и форма уведомления ПФ РФ.

Внимание: в уведомлении об открытии валютного счета указывается номер текущего валютного счета (не транзитного!). И еще: если у вас есть печать, то не забывайте ставить ее на уведомлениях.

Следующий шаг - заключение договора с заказчиком. В нашем случае, со стороны банка к договору предъявлялись следующие требования: договор составляется на двух языках (в две колонки: слева на русском, справа на английском), из договора должна быть понятна максимальная сумма, которая может быть получена в рамках договора и максимальные сроки выполнения.

Мы успешно применили прием, описанный в указанной выше статье - "Если оплата планируется периодически, а делать акты о выполненных работах каждый раз нет желания, то нужно добавить [ключевую] фразу".

В нашем случае "ключевая" фраза прозвучала так:Заказчик перечисляет Исполнителю по настоящему Договору ежемесячный аванс на расчетный счет Исполнителя на основании выставленного счета в размере, определенном Сторонами на основании отчета Исполнителя о количестве затраченные часов на разработку Программного обеспечения. Окончательный расчет по Техническому заданию Заказчиком производится на расчетный счет Исполнителя, на основании счетов выставленных Исполнителем, в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи по данному Техническому заданию.

То же самое на английском: The Customer transfers Executor monthly advance payment according to the present agreement and invoice, in which the actual amount is based on Executors report and the amount of hours the Executor spent developing the Software. Final payment according to Technical Specification is done by the Customer to the bank account o the Executor according to the Executor's invoices not later than after 15 (fifteen) calendar days from the date on signing Acceptance Act by the parties.

Встал вопрос - как обменяться подписанными договорами с заказчиком. Ответ нашелся в другой статье с хабра - Как организовать работу с заказчиками из других городов?. Сделали по предложенной методике (копирую из оригинала почти дословно):
  • В нижний колонтитул договора вставляем подписи обеих сторон. Распечатываем и подписываем каждую страницу договора, на последнюю ставим свою печать.
  • Отправляем скан договора по емейлу заказчику.
  • Заказчик подписывает копию на каждой странице, на последней ставит свою печать и отправляем обратно вам.
  • Вы распечатываете полученный документ и на каждой странице в произвольном месте ставите свою печать, подпись и пишите «Копия верна»
Процедуру можно еще упростить, получив сканы подписи клиента и отсканировав свою подпись. В нижние колонтитулы вставляются обе подписи, договор распечатывается, далее на каждой странице пишется "копия верна" и ставится подпись. Все. Банк такая копия договора устроила.

В реквизитах договора указывается номер транзитного счета. Крайне важно, чтобы наименование клиента (контрагента) в договоре было в точности таким, как он зарегистрирован в своем банке и чтобы его наименование в платежных документах совпадало с его наименованием в договоре.

Про паспорт сделки, оформление счета и нюансы получения оплаты напишу в следующий раз.

Update: см. Расчетный счет ИП. Паспорт сделки и процесс получения денег от зарубежного заказчика.

Полезны статьи на хабре
Опыт регистрации ИП для ведения бизнеса связанного с ИТ. Как всегда, много полезного в комментариях.

Тонкости при работе с иностранным заказчиком

Почему ИТшнику стоит стать ИПшником и почему не стоит регистрировать ООО

Update 2012Для удобства выложил образец договора с иностранным заказчиком, образец акта выполненных работ и образцы доп. соглашений - о продлении и досрочном завершении договора. Взять можно здесь.

2 комментария:

  1. Недавно закончил с регистрацией. У меня нотариально заверять понадобилось только 3 документа (свидетельство о регистрации ИП, ИНН, информационное письмо органа государственной статистики об учете в ЕГРПО)
    Выписка из ЕГРИП - нужен оригинал.
    Далее, уведомлять ФСС надо только в случае, если имеются работники кроме самого ИП (так сказали ФСС, ну и пруфлинк: http://www.helpinvest.ru/biznes/0/kak_otkrit_ip.html)

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Есть пара вопросов по договору с заказчиком. Не могли бы вы мне скинуть копию такого договора (с ключевой фразой) на i.gladkikh@thexcartstore.com
    Заранее благодарю.

    ОтветитьУдалить